Основная образовательная программа основного общего образования
Описание образовательной программы
Образовательная программа основного общего образования разработана на основе федеральных государственных образовательных стандартов с учетом типа и вида образовательного учреждения, запросов и образовательных потребностей обучающихся, и является документом, обеспечивающим единство образовательного пространства и достижение планируемых результатов ступени общего образования. Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного образования, направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование и является программой развития образовательного учреждения. На основе образовательной программы основного общего образования разрабатываются рабочие программы основного общего образования образовательного учреждения. Образовательная программа школы является программой развития данного образовательного учреждения. Основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленных во всех трѐх разделах основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном. Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения, согласно требованиям Стандарта, содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов; программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую следующие направления: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры; программу коррекционной работы Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Организационный раздел включает: учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. Основными принципами построения программы являются: принципы дидактики; 4 гуманизации и культуросообразности; целостности и вариативности; индивидуализации и дифференциации; преемственности; системности; открытости; творческой активности личности. Основная образовательная программа основного общего образования школы (ООП ООО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы и определяет содержание, организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования, направлена на информатизацию и индивидуализацию обучения подростков, формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации ―Об образовании‖: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности. Основная образовательная программа формируется с учѐтом психолого - педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных: с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно - смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества; с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебнопредметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе; с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром; 5 с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками; с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской. Программа соответствует основным характеристикам современного образования: доступности, открытости, перспективности и научной обоснованности развития, вариативности, технологичности, поли культурности, носит личностно ориентированный характер. МКОУ «Сагасидейбукская средняя общеобразовательная школа» самостоятельно разработала свою основную образовательную программу основного общего образования (ст. 32. п. 6,7 Закона РФ «Об образовании»), которая предназначена для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития человека подросткового школьного возраста и в связи с этим ставит следующие цели: обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости. Задачи программы Для достижения целей ООП основного общего образования будет решен целый ряд педагогических и образовательных задач: 1. подготовка школьников к обучению в старшей школе; 2. формирование ключевой компетентности учащегося: в решении задач и проблем, информационной, коммуникативной, учебной (образовательной) компетентности; 3. осуществление индивидуализации образовательного процесса на основе широкого 4. использования средств ИКТ, через формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе; 5. организация поддержки учебных (урочных и внеурочных), внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики; 6. способствование развитию подростка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого подростка; 7. сохранение и укрепление физического и психического здоровья, безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия; 8. помощь подросткам в овладении грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом). Условия реализации ООП ООО При реализации основной образовательной программы достижение указанных целей и задач будут созданы условия и предоставлены возможности для полноценного освоения учащимися следующих действий: · инициативной пробы самостоятельного продвижения в разделах определенной предметной области (проявление образовательного интереса и образовательной амбиции в 6 индивидуальных образовательных траекториях учащихся); · произвольного соотнесения выполняемого действия и обеспечивающих его знаковых средств (схем, таблиц, текстов и т.п.); · произвольного перехода от одних знаковых средств к другим и их соотнесение (например, соотнесение графика и формулы); · координации предметных способов и средств действий между отдельными учебными предметами, а также между предметными областями; · самостоятельного владения различными формами публичного выражения собственной точки зрения (дискуссия, доклад, эссе и т.п.) и их инициативное опробование; · адекватной оценки собственного образовательного продвижения на больших временных отрезках (четверть, полугодие, год). Преемственность ООП НОО и ООП ООО ООП основного общего образования, с одной стороны, обеспечивает преемственность с ООП начального общего образования, с другой стороны, предлагает качественную реализацию программы, опираясь на возрастные особенности подросткового возраста, который включает в себя возрастной период с 11 до 15 лет. В связи с этим, ООП основного общего образования, прежде всего, опирается на базовые достижения младшего школьного возраста, а именно: • наличие у младшего школьника культурных предметных и универсальных средств и способов действий, позволяющих выпускнику начальной школы в коллективных формах, решать как учебные, так и внеучебные задачи; • способность к инициативному поиску построения средств выполнения предлагаемых учителем заданий и к пробе их применения; • сформированность адекватной и автономной самооценки учебных достижений; • освоенность самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесение средств, условий и результатов выполнения задания; • наличие содержательного и бесконфликтного участия выпускников начальной школы в совместной учебной работе с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная дискуссия), так и в относительной автономии от учителя (групповая работа); • желание и умение учиться, как способности человека обнаруживать, каких именно • знаний и умений ему недостает для решения поставленной задачи, находить недостающие • знания и осваивать недостающие умения. Кроме этого, ООП основного общего образования разработана в соответствии с возрастными возможностями подросткового возраста, которые включают в себя: • возникновение нового отношения к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: желание ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в экспертной оценке своих достижений, повышение внутренней уверенности в своих умениях, личностное проявление и признание этого проявления сверстниками и взрослыми; • появление новых требований к учебной деятельности самим подростком: • обеспечение условий для его самооценки и самораскрытия, повышение значимости для уважаемых подростком людей, для общества; • становление принципиальной личной склонности подростка к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических, социально значимых задач; • появление новых форм обучения, в которых подросток смог бы реализовать свою активность, деятельностный характер мышления, тягу к самостоятельности; • субъективное переживание, чувство взрослости, в именно: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со 7 стороны взрослых; • общение со сверстниками как самостоятельной сферы жизни, в которой критически осмысляются нормы этого общения; • проявление интереса к собственной личности: установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появление стремления к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появление сопротивления, стремления к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты; • пробуждение активного взаимодействования, экспериментирования с миром социальных отношений; • появление к концу подросткового возраста способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Становление поведения подростка поведением для себя, осознание себя как некое целое. Сроки реализации программы Для реализации ООП основного общего школьного образования определяется нормативный срок – 5 лет (11-15 лет), который связан с двумя этапами возрастного развития: - первый этап - 5-6 классы как образовательный переход от младшего школьного к подростковому возрасту через пробы построения учащимися индивидуальной образовательной траектории в зависимости от разных видов деятельности, обеспечивающий плавный и постепенный, безстрессовый переход обучающихся с одной ступени образования на другую; - второй этап – 7-9 классы как этап самоопределения подростка через опробования себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) в разных видах деятельности, наличие личностно значимых образовательных событий, что должно привести к становлению позиции как особого способа рассмотрения вещей, удерживающего разнообразие и границы возможный видений в учебном предмете (предметах).