Страница социального педагога
| |
Социальный педагог в школе – это человек, который знает
обучающихся не по их успеваемости или совершению или несовершению
правонарушений, а с точки зрения их личности, особенностей семейного
воспитания, окружения, интересов, склонностей и потребностей.
Основная цель:
–
не сломать и перевоспитать, а помочь предотвратить негативный путь развития
личности ребёнка.
Задачи:
-Забота
и помощь детям, испытывающим те или иные жизненные трудности (проблемы
обучения, развития личности, общения и т. д.)
-Своевременное
выявление и предупреждение конфликтных ситуаций в ученической среде, негативных
тенденций в развитии личности ребёнка.
-Предупреждение
семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и
профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений
обучающихся, пропаганда ЗОЖ.
-Повышение
педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса и
родителей.
-Посредничество
между личностью обучающегося, семьёй, средой, специальными социальными службами,
ведомственными и административными органами.
В
профессиональной деятельности социального педагога имеются
три ведущие функции социально-педагогической работы:
профилактическая – профилактика проблемной жизненной
ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем
социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути
решения жизненно важных задач;
защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной
ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с
адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со
стороны ребёнка;
организационная – координация действий и средств, которые
способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение
социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций;
приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение
самого ребёнка в эти связи.
Ожидаемые результаты
1.Создание базы данных по накоплению материалов,
отражающих динамику коррекции детей, имеющих отклонения в поведении.
2. Вовлечение детей, имеющих отклонения в поведении в сферу положительного
воспитательного воздействия (общешкольные мероприятия и акции, социальные проекты,
кружки и спортивные секции).
3. Уменьшение пропусков уроков обучающимися без уважительной причины.
4. Снижение числа детей и подростков, состоящих на всех видах учёта.
5. Уменьшение количества правонарушений.
6. Благополучная социализация обучающихся после окончания образовательного
учреждения.
Методы работы:
ü Методы диагностики-интервью, мониторинг,
социологический опрос, тесты, личностные опросники,
социометрия, педагогическое наблюдение.
ü Методы профилактики – социальная терапия,
игровая коррекция, социально – психологический тренинг, беседа, дискуссия,
лекция, творческие задания и проблемные ситуации.
ü Методы реабилитации- трудотерапия, групповая
терапия.
ü Методы психологического консультирования.
ü Организационно- распорядительные- инструктирование,
контроль и проверка.
ü Методы воспитания- положительный пример,
убеждение, приучение, поощрение и наказание, игра, создание ситуации успеха.
Основные направления деятельности
Исследования,
диагностика:
ü Социологические опросы родителей и обучающихся.
ü Выявление учеников «группы риска», семейного
неблагополучия.
ü Изучение личности обучающихся, межличностных
взаимодействий групп.
ü Помощь классным руководителям в проведении
социометрии.
ü Диагностико- коррекционная работа по профилактике
проблем обучения и личностного развития.
ü Изучение жилищно –бытовых условий обучающихся,
состоящих на школьном контроле, под опекой, из неблагополучных семей.
ü Опросы, анкетирования с целью выяснения степени
удовлетворенности участников образовательного процесса работой учреждения.
ü Диагностика по проблеме профориентации
обучающихся.
Работа с
учениками:
ü Тематические беседы, занятия по правовому
воспитанию, развитию положительных качеств личности, тренинги общения.
ü Индивидуальные консультации.
ü Профессиональная ориентация.
ü Помощь в организации летнего трудоустройства
несовершеннолетних и летнего отдыха слабо защищенной категории учащихся.
ü Организация и проведение внеклассных
мероприятий, направленных на развитие ценностного отношения к здоровому образу
жизни.
Работа
с учениками «группы риска»:
ü Выявление учащихся, испытывающих те или иные
проблемы, негативное влияние со стороны взрослых;
ü Изучение личности учащихся, семейной ситуации
развития, круга общения.
ü Помощь ребёнку в устранении причин, негативно
влияющих на его успеваемость и посещаемость ОУ.
ü Составление картотеки и сводных таблиц на
учащихся «группы риска».
ü Помощь в организации занятости и отдыха учащихся
в летний период.
ü Контроль посещения школы, успеваемости и
занятости.
ü Профилактические мероприятия.
ü Помощь в выборе дальнейшего образовательного
маршрута.
ü Вовлечение учащихся в кружки и секции.
Работа
с родителями.
ü Психолого- педагогическое просвещение.
ü Привлечение родителей к активному участию в
учебно – воспитательном процессе.
ü Посещение семей в целях охраны жизни и здоровья
учащихся.
ü Коррекция семейных отношений.
ü Индивидуальные беседы. Консультации
ü Организация совместных мероприятий по распространению
положительного опыта семейного воспитания, здорового образа жизни,
профориентации.
Организационно
- методическая работа.
ü Анализ работы.
ü Участие в семинарах
Принципы работы:
ü доступность - возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
ü взаимодействие - сотрудничество со всеми работниками школы,
ü своевременность - включение в работу на самых
ранних стадиях;
ü индивидуализация - индивидуальный подход, где следует
учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень,
особенности личности, социальное положение;
ü эффективность - ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и
активное включение в жизнь;
ü преемственность - единая программа, этапность, непрерывность,
обратная связь;
ü многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер
по охране и защите прав личности членов коллектива школы;
ü интеграция - полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую
систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;
ü оперативность - быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий
в коллективе школы, у данной личности;
ü позитивное восприятие, толерантность личности, основанные на принятии ребенка и
взрослого такими, каковы они есть, и опираясь на положительные качества,
формировать другие, более значимые свойства личности;
ü адаптация - ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое
приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.
Формы
работы:
ü совет профилактики школы;
ü родительские собрания;
ü лекции;
ü диагностика;
ü индивидуальные и групповые консультации;
ü изучение документации;
ü беседа;
ü час общения;
ü наблюдение;
ü тестирование;
ü анкетирование;
ü анализ;
ü консультирование;
ü индивидуальная работа;
ü групповая работа;
ü диагностика.