Программа родительского просвещения

12.09.2019

Программа родительского всеобуча

МКОУ «Сагасидейбукская СОШ»

«Семья и школы едины в воспитании и обучении»

 

на 2019-2022 гг.

   

с.Сагаси-Дейбук  2019 г.

 

Паспорт

программы родительского всеобуча

«Семья и школа едины в воспитании и обучении» на 2019-2022 годы.

 

Основание для разработки Программы

·         Конституции РФ;

·         Конвенции о правах ребенка;

·         Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;

·         Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. № 120-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г.);

·         Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. №124-ФЗ;

·         «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019);

·         Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

·         Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «Об опеке и попечительстве»;

·         Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ;

·         Концепция модернизации Российского образования;

·         Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Разработчик программы

Педагогический коллектив МБОУ «Сагасидейбукская СОШ»

Цели программы

·         Совершенствование системы взаимодействия семьи и школы как способ повышения эффективности воспитательного потенциала общеобразовательной деятельности в МБОУ «Сагасидейбукская СОШ»

·         научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

·         совместный психологический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения ими общественных и учебных навыков.

·         обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Задачи программы

·         Создание единого школьного коллектива.

·         Оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей.

·         Привлечение родителей к управлению школой.

·         Установление связи с правоохранительными и другими заинтересованными органами по охране прав детей и семьи в целом.

·         Организация общественно-значимой деятельности родителей и учащихся.

Критерии:

1.Уровень информированности педколлектива о современных формах и методах работы с семьей

2.Уровень привлечения родителей к решению методической проблемы школы.

3.Уровень использования современных форм и методов работы с семьей.

4.Уровень заинтересованности родителей во взаимодействии их со школой

       

Показатели:

1.1. Наличие банка современных форм и методов работы с семьей в кабинете воспитательной работы школы (оформлены тематические папки «В помощь классному руководителю по работе с семьей», выпущены сборники методических рекомендаций «Работа с асоциальной семьей», «Интерактивные формы и методы работы с семьей», «Как обобщить опыт по работе с семьей» и др.).

1.2. Повышение квалификации (курсовая переподготовка, психолого-педагогические семинары).

1.3 Работа временных творческих групп по работе с семьей.

2.1. Общественное управление школой (общешкольное родительское собрание, общешкольный родительский комитет).

2.2. Сформированность представлений родителей об основных сферах жизнедеятельности МКОУ «Сагасидейбукская СОШ»

2.3 Участие семей в культурно-досуговой деятельности (общешкольные и классные праздники, традиции «День матери»)

2.4. Участие родителей в учебно-воспитательном процессе (дни Знаний, система дополнительного образования детей).

3.1 Преобладание интерактивных форм и методов в работе с семьей педагогическими работниками над традиционными.

3.2 Проведение и участиев открытых мероприятиях

4.1 Участие родителей в диагностике и анкетировании.

4.2 Посещение классных и общешкольных родительских собраний.

4.3.Внесение предложений родителями по взаимодействию семья-школа.

Принципы организации работы с родителями:

·       Принцип систематичности и последовательности;

·       Принцип единства общественного и семейного воспитания;

·       Принцип оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм повышения педагогической культуры родителей;

·       Принцип эмоциональной безопасности для родителей;

·       Принцип мотивирования родителей к взаимодействию с педагогом.

Система контроля

Анализ работы классных руководителей с семьей, в течение четверти, полугодия, года.

Круглый стол родителей и учителей по теме: «Взаимодействие школы и семьи. Проблемы и перспективы».

Проведение мониторинга на каждом этапе.

Сроки - 2019-2022 учебные годы

Этапы программы

I этап (2019-2020): (1 год) Подготовительный.

- изучение состояния проблемного поля программы;

- определение приоритетности направлений деятельности;

- создание условий реализации целей и задач программы. Ожидаемый результат: формирование условий реализации экспериментального этапа программы.

II этап(2020-2021): Проектно- диагностический (1 год)

- активная деятельность по вовлечению в систему единого педагогического всеобуча родителей;

-развитие семейного воспитания;

- формирование общественного сознания и утверждение приоритетности здорового образа жизни;

- понимание своей ответственности в воспитании подрастающего поколения, укреплении семьи.

Ожидаемый результат: формирование системы деятельности школы в рамках программы «Поможем друг другу»

III этап (2021-2022):Основной (практический) (1 год)

-внедрение лучшего опыта, продуктивных технологий и методик в практику работы.

Ожидаемый результат: устойчивое функционирование школы и родительской общественности.

Итоги работы по реализации программы будут подведены на общешкольном родительском собрании в 2024г.

Ожидаемые результаты

·         Привлечение родителей к делам и проблемам школы.

·         Оказание семье разнообразной специальной помощи.

·         Повышение педагогической культуры родителей.

·         Профилактика негативного семейного воспитания.

·         Творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий

   

Пояснительная записка

Содержание проблемы семейного воспитания и обоснование необходимости её решения программными средствами.

Программа «Поможем друг другу» определяет основные пути развития системы семейного воспитания детей и подростков в МКОУ «Сагасидейбукская СОШ».

Актуальность определяется сложностью темы, т.к. социально-педагогические данные свидетельствуют о разрушении традиционного семейного уклада, снижении жизненного уровня и социальной защищенности большинства семей, чрезмерной занятости родителей и, вследствие этого, повышении напряженности в семьях. Статистика указывает на ухудшение состояния здоровья детей, рост случаев социального сиротства и домашнего насилия. Это все становится сдерживающим фактором для развития школы.

В нестабильной социальной обстановке школа призвана стать хранилищем гуманных отношений, лидером в формировании ценностей и образцом социального сотрудничества в интересах каждой личности. Миссия современной школы состоит, в том числе, и в том, чтобы быть школой демократии, гуманизма и сотрудничества не только для детей, но и для родителей.

Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в первые годы пребывания ребёнка в школе. В эти годы ребёнок ещё очень тесно связан с семьёй, он ещё не приобрёл нужной способности к самоуправлению своими чувствами, своим поведением и пока ещё пытается, конечно, неосознанно, искать в школе то, что он имеет или не имеет, но очень нуждается -семью.

Одной из причин ущербности семейного воспитания, конфликтов между родителями и детьми является низкая педагогическая и психологическая культура родителей. Родители, как правило, не знают типологических закономерностей возрастного развития детей, они зачастую не умеют правильно налаживать отношения с детьми в тех или иных ситуациях, они теряются, когда у детей возникают те или иные трудности в учёбе, в общении со сверстниками и т.д.

Многие родители хотят научиться правильно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, которые они смогут использовать на доступном им уровне. Необходимо познакомить их с основными положениями, подходами, показать, каким образом можно повысить самооценку ребенку, дать ему возможности для личностного роста, научить чувствовать и понимать своего ребенка, открыто и честно строить взаимодействие.

Чтобы укрепить сотрудничество школы и семьи, необходимо стремиться разнообразить формы и методы взаимодействия с семьей. Все участники образовательного процесса только выиграют от того, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, будут активно сотрудничать со школой.

Школа обязана помочь родителям в этом отношении, став для них центром психолого-педагогического просвещения.

 

Содержание понятия «педагогическая культура». Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи.

Педагогическая культура –это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье. Педагогическая культура включает несколько компонентов: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знание о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществление воспитательной деятельности; продуктивную связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).

Формирование личности ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье, так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. От деятельности взрослых, и прежде всего родителей, во многом зависит создание того педагогически целесообразного комплекса условий, который играет решающую роль в формировании и развитии личности, в изменении в воспитательных целях микросреды ребенка.

Проблема организации единого целенаправленного процесса воспитания с момента рождения ребенка до его гражданской зрелости в настоящее время становится весьма злободневной. Недооценка воспитательной деятельности семьи ведет к самотеку и стихийности формирования личности ребенка.

Успех сознательной воспитательной деятельности взрослых зависит от многих обстоятельств. Эта деятельность становится эффективной в том случае, если осуществляется не в отрыве от реальной идейной и нравственной жизни родителей, а находит свое подтверждение в ней. Соответствие субъективного фактора объективным условиям сознательного и стихийного влияния на ребенка является законом эффективности процесса формирования личности. Успех воспитания обеспечивается при условии, если оно соответствует установкам и требованиям общества, предъявляемым к воспитательному процессу, его содержанию и целям.

Известно, что воспитание как целенаправленная деятельность взрослых зависит от целого ряда обстоятельств: семейных отношений, нравственной и духовной культуры родителей, их опыта социального общения, семейных традиций и т.д. Важнейшее место среди них занимает педагогическая культура родителей.

Повышение педагогической культуры родителей -важный этап в работе с родителями, так как семья в значительной степени определяет успешность воспитания. Педагогическая культура родителей -это составная часть общей культуры человека, в которой находит отражение накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей.

С принятием Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения (ФГОС)  возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия образовательных учреждений и семьей, обществом и государством. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, с другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем.

Повышение педагогической культуры родителей как основы раскрытия творческого потенциала, совершенствования семейного воспитания - одно из важнейших направлений воспитания и социализации школьников. Современная ситуация в сфере воспитания в рамках ФГОС требует сегодня создания более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между семьёй и школой. Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих обязанностей воспитания. В связи с этим возникла необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования. Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Для психолого-педагогического просвещения родителей в решении сложных вопросов воспитания, сплочение родительского коллектива, вовлечение родителей в жизнедеятельность школы разработана школьная программа родительского всеобуча на 2019 -2022г.г.

 

Основные направления реализации программы «Семья и школа едины в воспитании и обучении»

Содержание

Совершенствование нормативно-правовой базы школы в сфере семейного воспитания учащихся и педагогического просвещения родителей (законных представителей)

Разработка:

- школьной целевой программы сотрудничества с родителями (законными представителями) учащихся;

- плана основных мероприятий по реализации школьной целевой программы сотрудничества с родителями(законными представителями).

Изучение:

- статей Конституции РФ;

- Семейного кодекса РФ;

- Конвенции о правах ребёнка;

- постановлений правительства РФ, касающихся семейного воспитания;

-Использование на практике научно - методической и художественной литературы по вопросам семейного воспитания.

Выработка системы мер, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей семьи

- совершенствование работы с родителями (законными представителями) учащихся, путём проведения, родительских собраний, всеобучей, «Семейных гостиных» по различным аспектам духовно-нравственного воспитания детей и подростков;

-организация и проведение семейных праздников с привлечением к подготовке детей и родителей;

-проведение социологических исследований по проблемам духовно-нравственного воспитания детей в семье.

Организация диагностической работы по изучению семей

-оформление социальных паспортов семей учащихся;

-составление банка данных о семьях СОП;

-анкетирование и тестирование учащихся

(по темам «Я и моя семья», «Кинетический рисунок семьи»,«Анализ тревожности»);

-анкетирование и тестирование родителей (опросник «Удовлетворённость родителями (законными представителями) качеством образования и воспитания)

Психолого - педагогическое консультирование

- индивидуальное консультирование учащихся школы;

-консультирование семей учащихся, нуждающихся в педагогической и психологической поддержке.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей)

- создание системы массовых мероприятий с родителями (законными представителями);

-работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся;

-выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;

-внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;

-оказание помощи родителям (законным представителям), в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков;

- использование различных форм сотрудничества с родителями;

-вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно - воспитательного процесса

- оказание помощи в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет школы, общешкольный и классные родительские комитеты)

Создание условий для взаимодействия школы и семьи

- активное включение в работу с семьей педагога -психолога, социального педагога, логопеда, педагогов дополнительного образования, библиотекаря;

-расширение сферы дополнительных образовательных услуг;

-оказание помощи родителям (законным представителям), в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений;

-объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка, проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.

Социальная поддержка и защита семьи

- организация совместных рейдов по неблагополучным семьям;

-сотрудничество с органами профилактики;

-сотрудничество с органами управления социальной защиты населения;

-контроль обеспечения занятости детей из группы риска в каникулярное время.

Разработка тематического оформления по работе с семьей

- оформление информационного стенда;

-обновление и размещение информации на сайте школы;

-организация выставок семейного творчества, работ учащихся школы.

 

Примерное содержание и способы предоставления информации

для родителей обучающихся

Содержание информации для родителей

Способы предоставления информации

1.Устав ОУ.

2.Перечень образовательных программ, реализуемых школой.

3.Возможные образовательные маршруты учащихся.

4.Учебный план школы.

- информирование на индивидуальных консультациях;

-проведение открытых уроков для родителей;

-информационные стенды;

-сайт ОУ.

1.Перспективы развития школы.

2.Деятельность комиссии по урегулированию споров.

3.Деятельность кружков и спортивных секций.

4.Организация внеклассной работы.

5.Режим работы школы.

6.Расписание уроков, консультаций служб сопровождения

- информационный стенд о школе, помещенный в доступном для родителей месте;

-устное информирование на родительских собраниях;

-сайт школы.

1.Сведения о дополнительном образовании (бесплатном) на базе школы.

2.Информация о работе школы.

- информационный стенд;

-сайт школы.

1.Основные достижения школы.

2.Достижения учителей.

3.Достижения учащихся.

4.Сводные данные результатов итоговой аттестации учащихся.

5.Данные о социальном устройстве выпускников школы.

- информационный стенд о достижениях;

-публикации в СМИ;

- сайт школы.

1.Материально-техническое обеспечение школы.

2.Источники внебюджетных средств и способы их распределения.

- информационный стенд;

-благодарственные письма родителям;

-отчет директора на общешкольном собрании;

-сайт школы.

 

Методы и формы организации работы с семьёй

Воспитательная деятельность семьи оказывает большое влияние на взаимоотношения в ней, на ее собственное укрепление. Дети вносят в семью дух согласия и здорового сплочения. Чем лучше семья воспитывает детей, тем более успешно происходит их личностное развитие, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых отношений между ними, что укрепляет их воспитательный потенциал.

Одной из существенных сторон совместной деятельности семьи и школы является единый подход к реализации целевых установок и повышению содержательности образовательно-воспитательной работы с учащимися. Семья должна, помогать школе, готовить образованных и инициативных граждан, формировать у них принципиальность и убежденность.

Важно, чтобы родители осознавали целевые установки воспитания, в основе которого лежит необходимость гражданско-патриотического формирования личности, и не просто обращали внимание на учебную работу детей, но и проявляли повседневную заботу об их трудовой и технической подготовке, физическом, нравственном и эстетическом воспитании.

 

Методы работы

·         словесный;

·         наглядный;

·         практический;

·         проблемно-поисковый;

·         индуктивный.

Формы взаимодействия педагогов и родителей:

·         родительское собрание;

·         родительский лекторий;

·         тематические конференции по обмену опытом воспитания детей;

·         дни творчества детей и их родителей;

·         открытые уроки и внеклассные мероприятия;

·         индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей;

·         совместные праздники, подготовка концертов;

·         семейные праздники;

·         помощь в укреплении материально-технической базы школы;

·         участие родителей в работе совета школы.

 

 

Организация совместной деятельности родителей и детей:

Цель: сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей.

Формы познавательной деятельности:

·         информационно-просветительские лекции;

·         общественные форумы знаний;

·         творческие отчеты по предметам;

·         праздники знаний и творчества;

·         выпуск предметных газет.

Формы трудовой деятельности:

·         оформление кабинетов;

·         благоустройство и озеленение школьного двора;

·         посадка аллеи выпускников;

·         выставки «Мир наших увлечений»

Формы досуга:

·         совместные праздники;

·         соревнования, конкурсы рисунков, газет;

·         КВНы,

·         туристические походы;

·         экскурсионные поездки;

·         семейные праздники и фестивали: День матери, игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями).

 

Родительские собрания

Классные родительские собрания проводятся четыре раза в год. Тема собрания должна быть важной для родителей. Обязательна информация о работе класса школы, об успеваемости, об участии в мероприятиях, о проблемах и сложностях, решаемых педагогическим коллективом.На классных родительских собраниях должны быть встречи с психологом, руководителями кружков и секций.К собранию можно попросить отдельных родителей прочитать подборку статей по проблеме, а затем обсудить всем вместе. Родителей следует привлекать к проведению различных конкурсов в классе. Организовать работу так, чтобы родители чувствовали себя коллективом

 

 

Примерная тематика классных родительских собраний для родителей учащихся начальной школы

 

 

Класс

Тема

Сроки проведения

1

Первый раз в первый класс

1 четверть

Трудности адаптации первоклассников к школе

2 четверть

Режим дня школьника

3 четверть

Родителям о внимании и внимательности. Итоги первого года

4 четверть

 

2

Первые уроки школьной отметки

1 четверть

Как помочь ребенку хорошо учиться

2 четверть

Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка

3 четверть

Гармония общения -залог психоэмоционального состояния ребёнка

4 четверть

 

3

Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться.

1 четверть

Мы дружим с книгой

2 четверть

Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка

3 четверть

Эстетическое воспитание в семье - школа высококультурного человека

4 четверть

 

 

 

4

Культура учебного труда и поведения школьников

1 четверть

Роль семьи и школы в формировании у ребёнка интереса к учению

2 четверть

Поговорим о дружбе

3 четверть

До свидания, начальная школа!

4 четверть

 

 

Тематика классных родительских собраний для родителей учащихся основной школы

 

Класс

Тема

Сроки проведения

5

Особенности учебно-воспитательного процесса в условиях перехода учащихся в основную школу

1 четверть

Слагаемые успешного обучения.

2 четверть

Приоритеты семейного воспитания

3 четвертьХочу такой сайт

Итоги учебно-воспитательного процесса за прошедший учебный год

4 четверть

 

6

Внимание, подростковый возраст

1 четверть

Компьютер в жизни школьника. Подросток и гаджеты

2 четверть

Положительные эмоции и их значение в жизни человека

3 четверть

Итоги года. Планы на будущее

4 четверть

 

7

Переходный возраст: особенности контакта с подростками

1 четверть

Как развивать чувство ответственности в детях

2 четверть

Способы эффективного взаимодействия с подростками

3 четверть

Ответственность несовершеннолетних

4 четверть

 

 

 

8

Возрастные особенности восьмиклассников: проблемы, внешние внутренние конфликты, отношение к учебе. Способы их преодоления

1 четверть

Развитие самосознания и адекватной самооценки подростка

2 четверть

Традиции семьи во взаимоотношениях мужчины и женщины

3 четверть

Итоги прошедшего года. Планы на будущее

4 четверть

 

   

9

Склонности и интересы подростков в выборе профессии.

1 четверть

Как снять предэкзаменационную тревожность у детей

2 четверть

Помощь родителей в подготовке к ОГЭ

3 четверть

Итоговое собрание «Наши успехи и достижения»

4 четверть

 

Тематика классных родительских собраний для родителей учащихся средней школы

 

Класс

Тема

 

Сроки проведения

10

Особенности общения с детьми старшеклассниками

1 четверть

Воспитание сознательной дисциплины. Самовоспитание старшего школьника

2 четверть

Способности человека и их развитие

3 четверть

Как помочь детям в постановке реалистичных жизненных ценностей

4 четверть

 

11

Условия успешного обучения в 11 классе

1 четверть

Профессиональные возможности и склонности учащихся

2 четверть

Значение выбора в жизни человека

3 четверть

Как снять предэкзаменационную тревожность у детей

4 четверть

 

Сроки и этапы реализации программы. Программа рассчитана на 3 года.

 

I этап Подготовительный 2019-2020

1.Подготовка и принятие нормативно - правовой базы школы в сфере семейного воспитания.

2.Выработка системы мер, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей семьи.

3.Разработка тематического оформления по работе с семьями учащихся.

4.Организация диагностической работы по изучению семей учащихся.

5.Разработка мероприятий направленных на реализацию программы

II этап. 2020-2021

1.Совершенствование системы работы в данном направлении на основе анализа реализации Программы за 2019 - 2022г.г.;

2.Разработка и внедрение системы информационного сопровождения программы.

3.Реализация комплекса мероприятий, содействующих развитию системы семейного воспитания в школе.

4.Повышение уровня педагогической культуры родителей учащихся.

5.Дальнейшее развитие системы мониторинга воспитательной работы, в т. ч. в рамках семейного воспитания детей и подростков в школе.

III этап аналитический 2021-2022

1 обобщение и анализ результатов.

2.Распространение лучшего опыта семейного воспитания.

3.Анализ работы по программе.

   

План реализации программы на 2019- 2022 учебный год

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Организационная работа

1.1.

 

Организация работы Совета школы, общешкольного родительского комитета

2019-2024

Администрация школы

1.2

Проведение мониторинга действующих правовых и нормативных актов по вопросам организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи

 

1.3.

Разработка рекомендаций об организационном и методическом взаимодействии учителя и семьи

 

1.4.

Введение в действие нормативных правовых актов, обеспечивающих права родителей на участие в управлении общеобразовательным учреждением, в организации учебно-воспитательного процесса.

 

1.5.

 

Организация и проведение общешкольных родительских собраний, родительского всеобуча.

 

1.6.

 

Рассмотрение вопросов по работе с семьями учащихся на заседаниях ШМО классных руководителей

 

Заместитель директора по ВВР руководитель ШМО классных руководителей

1.7

Привлечение работников внешкольных, общественных, организаций и учреждений для: -проведения совместных мероприятий; -родительских собраний; -общешкольных собраний; -обмена информацией и др

 

2

Выработка системы мер, направленных на формирование духовно- нравственных ценностей семьи

2.1

Спортивный праздник «Папа, мама, я -спортивная семья!»

сентябрь

Заместитель директора по ВВР, классные руководители

2.2.

Мероприятия, посвященные Международному дню пожилого человека

октябрь

2.3.

Праздник ко Дню матери «Мир прекрасен уже потому, что в нем есть мама»; (конкурсы рисунков, сочинений, фотографий)

ноябрь

2.4.

Творческий конкурс «Своей семье я посвящаю» (поделки, рисунки, сочинения и стихотворения)

декабрь

2.5.

«Мой путь в профессию». Встреча с родителями разных профессий

январь

2.6.

Праздник «День отца»

февраль

2.7.

Праздник

март

2.8.

Международный День Здоровья

апрель

2.9

Праздник Великой Победы

май

2.10

Подготовка и организация праздника Последнего звонка для 9,11-х классов

май

2.11

Проведение Выпускного бала (9, 11)

июнь

3

Социальная поддержка и защита семьи

3.1

Индивидуальное исследование детей по методике Векслера (по необходимости и желанию родителей)

2019-2020

Педагог - психолог

3.2.

Составление социальной карты

2019-2022

Социальный педагог

3.3

Проведение целевых наблюдений за детьми

Родители

3.4

Проведение системы диагностических мероприятий

Педагог - психолог

3.5

Посещение семей (по необходимости)

Социальный педагог, классные руководители

3.6

Составление индивидуальных характеристик (в конце года)

Педагог -психолог

3.7

Составление программы индивидуального развития ребёнка

Социальный педагог,

педагог - психолог

3.8

Составление карты успешности (по необходимости)

4

Психолого - педагогическое консультирование

4.1

Создание банка методик психолого-педагогической диагностики и мониторинга реализации программы

Сентябрь – декабрь

Социальный педагог, педагог - психолог

4.2

Мониторинг работы педагогов с семьей

Ноябрь

Заместитель директора по ВР

4.3

Анализ воспитательного потенциала семей школьников

Сентябрь- декабрь

4.4

Изучение позитивного опыта семейного воспитания

Ноябрь - декабрь

5

Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением

5.1

Активизация работы родительского комитета школы

В течение года

Администрация школы Классные руководители

5.2

Классные родительские собрания на тему:

 - возрастные особенности подростков и их проявление в поведении;

- особенности подросткового возраста;

- сохранение детского здоровья

– приоритетная задача семьи и школы

 

Сентябрь.

 

Ноябрь.

 

Апрель

Классные руководители

 

5.3

Общешкольные родительские собрания:

 -  Формирование положительной самооценки школьника - важная составляющая семейного воспитания;

-  Гражданская и уголовная ответственность несовершеннолетних и их родителей за проявление экстремизма.

- Бесконтрольность свободного времени – основная причина совершения правонарушений и преступлений.

- Актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся.

- Создание благоприятной среды для повышения родительской компетентности и гармонизации детско- родительских отношений в условиях образовательной организации.

- Организация учебного труда и свободного времени дома, роль родителей в формировании привычки планирования дня ребенка.

Современные подростки: пространство проблем и решений. Гаджетозависимость.

Профилактика правонарушений, состояние дисциплины в школе, анализ посещаемости и пропуск уроков без уважительной причины.

- Итоги работы школы за 2018-2019 учебный год, основные направления деятельности.

Организация летней оздоровительной компании

 

Администрация школы

5.4

Организация психологической помощи

 

Педагог психолог

5.5

Оказание помощи опекаемым учащимся в предоставлении путевок в оздоровительные лагеря на летний период

Май

Заместитель директора по ВР, Социальный педагог

6

Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно-значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся

6.1

Организация участия в мероприятиях школьных месячников:

- Молодежь против наркотиков;

- Мир семьи;

- Всероссийский день матери;

- Международный день семьи

 

Заместитель директора по ВР. Классные руководители

 

6.2

Проведение научно- обоснованной организаторской и пропагандистской деятельности с целью информационного обеспечения и психолого-педагогического сопровождения семей

   

6.3

Рейды в семьи «трудных» подростков и неблагополучных родителей

В течение года

 

Классные руководители

Инспектор ПДН

Социальный педагог

 

Оценка эффективности реализации программы

Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе оценочных показателей - количественных и качественных.

Количественные показатели:

- количество проведенных массовых мероприятий, общественно-значимых дел, и т.п.;

- количество семей, регулярно участвующих в деятельности школьных объединений;

- количество изданных методических пособий семейной направленности.

Качественные показатели:

- повышение нравственного образа жизни семьи;

- повышение педагогической культуры родителей;

- формирование у молодежи качеств будущего семьянина, родителя;

- создание открытой социально-педагогической системы в образовательном учреждении, стремящейся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию с родителями и общественностью;

- создание в образовательном учреждении информационного пространства для родителей и общественности.

 

Критерии оценки эффективности совместной работы школы с родителями:

- наличие организационной структуры в работе с родителями;

- конкретные дела родителей, помощь школе и классу;

-наличие традиций сотрудничества школы с родителями;

-обеспечение с помощью родителей социальной защиты детей;

-позитивный уровень сохранности здоровья детей;

-высокая скорость реакции родителей на запросы школы и наоборот.

В семьи, конечно, разные по моральному и культурному уровню. И всё же на семье лежит ответственность и обязанность овладеть всеми навыками, создать здоровый климат взаимоотношений, заботиться о детях. И если родители станут нашими единомышленниками, коллегами -это даст положительный результат.

Приложение

Методические рекомендации по подготовки и проведению родительских собраний.

1. Как пригласить родителей на собрание?

- запись в дневнике учащихся с проверкой подписи родителей;

- звонок по телефону;

- дружеских связей родителей;

- индивидуальное приглашение на бумаге с указанием темы собрания;

- индивидуальное приглашение, отправленное по электронной почте;

- приглашение с интригующим вопросом или просьбой приготовиться к выступлению;

- стихотворная открытка;

- приглашение с помощью родительского комитета.

 

2.Как начать собрание и расположить родителей к разговору?

- использование цитат, эпиграфов, оформление доски;

- поприветствовать и поблагодарить родителей;

- лирическое начало (стихи, инструментальная музыка);

- знакомство родителей с проблемой и регламентом;

- необычно, рассадить родителей;

- выставка творческих работ учащихся;

- реклама педагогической литературы;

- видеоролик о жизни класса или выступление детей;

- начать собрание с результатов анкетирования учащихся или родителей;

- отметить работу родительского комитета;

- использование цифр и фактов для привлечения внимания к теме собрания;

- выразить радость от общения с родителями и их детьми.

 

3. Нетрадиционные формы собрания.

педагогический ринг (столкновение мнений детей и родителей: каким быть родителю и каким быть ученику?);

- собрание -диспут;

- деловая игра;

- родительские конференции по обмену опытом воспитания;

- конференция отцов;

- итоговые совместные собрания детей и родителей;

- чаепития «За круглым столом»;

- пикник.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».