1 Пошаговая инструкция и готовые образцы, чтобы перейти на ФГОС‑2021 в срок Авторы: Айсель Меликова, юрист-редактор Актион Образование Анна Вавилова, ведущий эксперт НИУ «Высшая школа экономики», к. ю. н. Чтобы внедрить в работу новые ФГОС начального и основного общего образования, школам понадобится пройти восемь шагов. Прежде всего, необходимо создать рабочую группу, чтобы назначить ответственных за переход на новые стандарты. Далее провести педсовет об обновленных ФГОС, чтобы сообщить коллективу об основных нововведениях. Затем придется решить вопрос с родным и вторым иностранным языком и подготовить проекты ООП по последним требованиям. В том числе нужно заложить время на разработку новых рабочих программ, учебных планов, календарных учебных графиков, планов внеурочки и программы воспитания. И в завершение отправить педагогов на курсы повышения квалификации. Шаг 1. Сформировать рабочую группу по переходу на новые ФГОС Чтобы организовать переход на новые ФГОС, вам понадобится создать рабочую группу приказом (приложение 1). В ее состав необходимо включить заместителей директора по УВР, ВР, руководителей методобъединений, педагогов. Пусть члены группы изучат изменения, которые вносят в работу ФГОС, и составят план, по которому школа поэтапно будет переходить на новые стандарты. Вы можете выдать в помощь подчиненным таблицу с обзором изменений (приложение 2), а также образец плана (приложение 3). Шаг 2. Провести педсовет о новых ФГОС Поручите заместителям директора по УВР и ВР организовать тематический педсовет о задачах, которые придется решать, чтобы внедрить требования новых стандартов. Запланировать собрание стоит на вторую половину октября – работа школы уже войдет в привычное русло и до учителей удастся донести все нововведения, с которыми понадобится работать. На педсовете коллектив надо познакомить с изменениями в требованиях и продемонстрировать план перехода. Смотрите сценарий педсовета (приложение 4) и презентацию к нему (приложение 5). Шаг 3. Решить вопрос с родным и вторым иностранным языками Новые ФГОС разрешают не обучать родному и второму иностранным языкам, если для этого у школы нет условий. Но вам придется доказать, что таких условий действительно нет. Для этого понадобится проанализировать, есть ли у школы все ресурсы, чтобы реализовать программы по этим предметам для будущих 1-х и 5-х или 1-8-ых классов. Пусть заместитель директора по УВР подготовит развернутую аналитическую записку о готовности школы обучать родному и второму иностранному языкам. Ему понадобится учесть пять условий: материально-технические, учебно-методические, психолого-педагогические, кадровые и финансовые. Если все условия для обучения есть, у родителей понадобится запросить заявления. Еще придется заранее разработать проекты ООП со вторым иностранным, а также родным языком и литературой. Обратите внимание: необходимо ли брать с родителей согласие о переходе на новые ФГОС Учеников 1-х, 5-х классов с 1 сентября 2022 года школы обязаны обучать по новым ФГОС – на это согласие у родителей брать не нужно. Нынешних первоклассников и пятиклассников в следующем учебном году можно также обучать по новым ФГОС без согласия родителей. Ведь детей вы зачислили с 1 сентября 2021 года – после даты, когда ФГОС вступили в силу. Если захотите обучать нынешних второклассников и шестиклассников по новым ФГОС в 2022-2023 учебном году, понадобится запросить согласия (образец в приложении 6). Возможно, Минпросвещения выпустит дополнительные разъяснения на этот счет. Шаг 4. Подготовить проекты новых ООП Поручите рабочей группе до конца 2021 года оформить проекты новых образовательных программ НОО и ООО по требованиям ФГОС. Есть четыре главных нововведения, о которых вам нужно напомнить подчиненным. 1 Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» №10 (октябрь) 2021. Адрес статьи в режиме демо доступа или подписки: https://e.rukobr.ru/922081 Изменение 1. О пояснительной записке. Требования к пояснительной записке стали одинаковыми. На уровне НОО в записке больше не надо указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности. А на уровне ООО необходимо добавить общую характеристику программы. ВОПРОС. Что должно быть в пояснительной записке по новым ФГОС? Пояснительная записка должна содержать: - цели реализации программы, которые конкретизировали в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения учениками программы; - принципы формирования и механизмы реализации программы, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов; - общую характеристику программы. Изменение 2. О результатах освоения программы. В новых ФГОС подробнее описали результаты освоения программы – личностные, метапредметные, предметные, в том числе по каждому модулю ОРКСЭ. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Поэтому поручите внести в целевой раздел программ планируемые результаты освоения ООП по новым требованиям. Изменение 3. О структуре содержательного раздела. Скорректировали требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Еще дополнили содержательный раздел НОО и ООО рабочими программами учебных модулей. Шпаргалка: какой состав должен быть у содержательного раздела ООП по новым стандартам По новым ФГОС содержательный раздел ООП должен включать: – рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей; – программу формирования УУД; – рабочую программу воспитания; – программу коррекционной работы для уровня ООО в том случае, если в школе учатся дети с ОВЗ. Изменение 4. О наборе обязательных предметов в предметных областях. В новых ФГОС закрепили набор обязательных предметных областей, предметов, модулей. Это позволит избежать путаницы, когда школы будут выставлять итоговые отметки в аттестат. Так, в области «Математика и информатика» остались только математика и информатика. А в рамках математики надо предусмотреть учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». «История России» и «Всеобщая история» также стали учебными курсами в рамках предмета «История». Предметная область ОДНКНР должна включать учебные курсы или модули, перечень которых школа определяет самостоятельно, а родители выбирают из этого перечня. ВОПРОС. Как скорректировать ООП из-за нового набора обязательных предметов? Чтобы учесть требования к новому набору предметов, понадобится проверить все разделы ООП. Поручите скорректировать названия учебных предметов, курсов, модулей и областей: - в планируемых результатах освоения ООП – в целевом разделе; - рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей – в содержательном разделе; - учебном плане, календарном учебном графике – в организационном разделе. Шаг 5. Подготовить проекты новых рабочих программ Заместителю директора по УВР вместе с педагогами понадобится пересмотреть рабочие программы по новым требованиям. Первое – рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей, а также курсов внеурочной деятельности надо составить с учетом рабочей программы воспитания. Второе – в тематическое планирование рабочих программ педагоги должны включить возможность использовать электронные и цифровые образовательные ресурсы по каждой теме. А в рабочих программах внеурочной деятельности надо указать формы проведения занятий. Пусть рабочая группа обсудит с руководителями методобъединений и педагогами изменения в рабочих программах во второй половине января 2022 года. Тогда к концу марта 2022 года педагоги уже подготовят проекты новых рабочих программ, а школа успеет их проверить и включить в содержательный раздел ООП. Шаг 6. Составить учебные планы, календарные учебные графики, планы внеурочки Школам понадобится скорректировать учебные планы, календарные учебные графики и планы внеурочной деятельности. Ведь изменили объем часов аудиторной нагрузки, для НОО увеличили минимальный порог и уменьшили верхнюю границу, а для ООО оба значения уменьшили. Также уменьшили объем внеурочной деятельности на уровне НОО. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года. Шаг 7. Разработать проект новой программы воспитания и календарного плана воспитательной работы Поручите заместителю директора по ВР вместе с педагогами составить программу воспитания по новым ФГОС и включить ее в содержательный раздел ООП до конца мая 2022 года. Какие изменения надо учесть в документе: Номер Название раздела рабочей программы воспитания раздела Было Стало 1 Описание особенностей воспитательного Анализ воспитательного процесса в школе процесса 2 Цель и задачи воспитания обучающихся Без изменений 3 Виды, формы и содержание совместной Виды, формы и содержание воспитательной деятельности педагогических работников, деятельности с учетом специфики школы, обучающихся и социальны партнеров школы интересов субъекта воспитания, тематики учебных модулей 4 Основные направления самоанализа Система поощрения социальной успешности и воспитательной работы в школе проявлений активной жизненной позиции обучающихся В новых стандартах конкретизировали содержание календарного плана воспитательной работы. Он должен включать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие. Шаг 8. Скорректировать график повышения квалификации Чтобы педагоги были готовы реализовывать ООП по новым ФГОС, их понадобится направить на курсы повышения квалификации. Для этого надо определить, кого из учителей стоит отправить на обучение, чтобы минимизировать профессиональные дефициты. Затем поручить специалисту по кадрам скорректировать план-график повышения квалификации педагогов.